Все большее количество министерств, ведомств и различных правительственных организаций создают свои специализированные информационные системы

Все большее количество министерств, ведомств и различных правительственных организаций создают свои специализированные информационные системы, которые в последующем становятся частью единой Национальной информационной системы (НИС). Что из себя представляет Национальная информационная система, какова ее структура, перспективы и направления дальнейшего развития? Об этом корреспонденту Национального информационного агентства Узбекистана — УзА рассказала начальник группы технического сопровождения и эксплуатации Департамента по формированию НИС Центра развития и внедрения компьютерных и информационных технологий «UZINFOCOM» Шахноза Абдувохидова.
— В статье 15 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» Национальная информационная система определена как совокупность информационных систем государственных органов, отраслевых и территориальных информационных систем, а также информационных систем юридических и физических лиц, — сказала Ш.Абдувохидова. — Если описать ее более подробно, то НИС — это не просто набор информационных систем, а инструмент и технологическая основа для создания информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие граждан, хозяйствующих субъектов и органов государственной власти, удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Целью формирования Национальной информационной системы является создание единой технической политики по обеспечению интеграции информационных систем, ресурсов и баз данных, используемых в государственных органах, а также единого технологического решения по предоставлению интерактивных государственных услуг для осуществления “Электронного правительства”.
— Каковы основные функции и задачи Национальной информационной системы?
— Основными задачами формирования Национальной информационной системы является развитие телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи, создание информационных систем автоматизации деятельности государственных органов и централизованных баз данных. Одни из важнейших ее функций — обеспечение интеграции информационных систем государственных органов, а также юридических и физических лиц, совершенствование системы регулирования в сфере ИКТ с учетом состояния развития информационных ресурсов, технологий и систем, в том числе систем обеспечения информационной безопасности. На сегодняшний день 32 комплекса информационных систем, которые включают в себя 84 разные информационные системы, входят в состав НИС. Все они должны быть интегрированы в течение 2012-2014 годов.
— С какими целями создается НИС?
— Национальная информационная система является технологической основой для реализации “Электронного правительства”. Для поэтапного ее формирования постановлением Президента Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» от 21 марта 2012 года года были утверждены «Программа дальнейшего внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан на 2012-2014 годы» и «Перечень информационных систем органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, интегрируемых в Национальную информационную систему в период 2012- 2014 годов». Были утверждены «Программа развития телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи в Республике Узбекистан на 2013-2020 годы» и «Перечень проектов и мероприятий по созданию комплексов информационных систем и баз данных системы «Электронное правительство», в которых определены меры по созданию и развитию НИС.
— Сегодня каждая государственная организация стремится приобрести свою электронную или информационную систему. Для чего этого делается и каковы прогнозы дальнейшего развития этого процесса?
— Как известно, во время деятельности любой организации скапливается много различной информации. На сегодняшний день в нашей стране подобные сведения во многих организациях хранятся в бумажном виде, и при переработке информации приходится поднимать все документы из архивов и хранилищ. Это занимает много времени и труда, также случается, что некоторые документы терялись. Основная задача информационных систем — осуществление сбора, обработки, хранения и анализа данных. Внедрение информационных систем позволяет значительно сократить объем документов в бумажном виде, а также существенно уменьшает затраты времени. А их дальнейшее развитие поможет в будущем создать межведомственные информационные системы, которые будут доступны сразу нескольким организациям. Разработка таких систем существенно сократит затраты времени на получение и отправку информации между организациями, значительно сэкономит расход бумаги, даст возможность получать государственные услуги в электронном виде гражданам и юридическим лицам.
— На что в первую очередь должна обратить внимание организация, желающая создать собственную информационную систему, и существует ли учреждение, занимающееся мониторингом работы информационных систем страны?
— Организация, желающая создать собственную информационную систему, в первую очередь должна правильно определить ее цель и основные задачи. Необходимо тщательно изучить процесс, который планируется автоматизировать, и в техническом задании указать все желаемые характеристики. Важным аспектом также являются технические особенности будущей системы.
В 2013 году Государственная инспекция связи была преобразована в Государственную инспекцию по надзору в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, на нее были возложены дополнительные задачи — осуществление государственного надзора за эффективностью автоматизации рабочих и управленческих процессов, внедрения и использования интегрированных информационных систем, межведомственных сетей передачи и обмена данных, интеграции государственных информационных ресурсов, в том числе предоставления интерактивных государственных услуг. В соответствии с возложенными задачами инспекция осуществляет в установленном порядке контроль, мониторинг и изучение процессов внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в органах государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, а также на предприятиях и в организациях сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий. Кроме того, проводит анализ и оценку состояния автоматизации рабочих и управленческих процессов, внедрения и использования интегрированных информационных систем, межведомственных сетей передачи и обмена данных, интеграции государственных информационных ресурсов.
Роман Бондарчук