Этой теме был посвящен международный научно-практический семинар, прошедший в Ташкенте. Этой теме был посвящен международный научно-практический семинар, прошедший в Ташкенте.
Его главной целью стали обсуждение вопросов обеспечения открытости деятельности государственных органов, повышения роли СМИ в осуществлении действенного общественного контроля за их деятельностью, национального и международного опыта в данной области, а также выработка рекомендаций по совершенствованию проекта Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».
Организаторами мероприятия выступили Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств, Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий, НТРК, Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества и другие.
В работе семинара приняли участие эксперты из стран Европейского Союза, сотрудники дипломатических посольств и международных организаций, аккредитованных в Узбекистане, а также члены Сената и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, руководители государственных органов и общественных организаций, сотрудники ведущих СМИ.
Отмечалось, что важнейшим направлением демократического обновления и модернизации нашей страны, построения сильного гражданского общества являются обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти и управления, информирование широкой общественности о ходе проводимых в Узбекистане политических, экономических и социальных реформ. В этих целях создана прочная законодательная база, которая гарантирует реализацию закрепленных в Конституции Республики Узбекистан принципов свободы слова и права граждан на информацию. В частности, законы Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «Об информатизации», «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» и другие нормативно-правовые акты обеспечили гражданам, СМИ и ННО возможность свободно и беспрепятственно получать, исследовать, распространять информацию, а также определили принципы общедоступности, открытости и достоверности информации, в том числе о деятельности органов государственной власти и управления.
В результате принятых мер только за последние десять лет в Узбекистане количество печатных изданий выросло в 2 раза, электронных – в 7 раз. Сегодня в нашей стране осуществляют деятельность свыше 1320 средств массовой информации, 60 процентов из них – негосударственные. Около 200 из них имеют электронные версии, которые ежедневно пополняются актуальной информацией о происходящих в нашей стране и за рубежом событиях, аналитическими материалами по социально-экономическим, общественно-политическим вопросам. Кроме того, обеспечен широкий доступ населения к информационным источникам органов государственной власти и управления, в том числе через их информационные службы и веб-сайты, что позволяет формировать у граждан целостное и объективное представление о деятельности органов государственной власти, а также эффективности государственного управления.
В выступлениях отечественных экспертов было отмечено, что нынешний этап демократических реформ в Узбекистане, динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий требуют принятия комплексных мер по дальнейшему усилению открытости, прозрачности деятельности органов государственной власти и управления, повышению роли СМИ в решении этой задачи.
В данном контексте особое значение имеет Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», разработанный в соответствии с выдвинутой главой нашего государства Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Закон четко определит процедуры информирования общественности о деятельности органов государственной власти, обеспечит широкий доступ населения, СМИ и общественных объединений к информации о принимаемых ими решениях, прежде всего тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.
Реализация положений данного закона обеспечит прозрачность, открытость деятельности органов исполнительной власти, проводимых реформ, внешней и внутренней политики государства с учетом политического плюрализма и многообразия мнений.
Этот научно-практический семинар дал возможность обсудить национальный и зарубежный опыт в сфере информирования общественности о деятельности органов государственной власти и управления, осуществление эффективного общественного контроля за их деятельностью, а также современные модели их взаимодействия со средствами массовой информации, широкой общественностью и институтами гражданского общества.
— Проведение подобного международного научно-практического семинара способствует развитию гражданского общества, – отметил руководитель научного отдела Бундестага Роджер Клосс (Германия). – Он актуален и для нас, поскольку в нашей стране также идет разработка новых законодательных и нормативно-правовых документов, направленных на обеспечение гражданам доступа к архивной информации, документации органов государственной власти и управления. Данное мероприятие позволило нам познакомиться с опытом Узбекистана в области реформирования информационной сферы и обеспечения свободы слова и информации.
На семинаре был обсужден опыт Узбекистана по развитию законодательства и улучшению правоприменительной практики в сфере обеспечения свободы печати, слова и информации, свободы волеизъявления и выбора как важнейшего фактора построения демократического общества, а также имплементации соответствующих международных норм в национальное законодательство страны.
Особое внимание было уделено разработке практических рекомендаций по проекту Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». При его подготовке был изучен опыт развитых демократических государств, учтены рекомендации международных организаций, действующих в области информационного права. Разработанный законопроект прошел широкое обсуждение, в том числе с участием зарубежных экспертов. Проведено более 40 конференций, семинаров и «круглых столов» во всех регионах нашей страны, по итогам которых обобщено около 100 предложений по его совершенствованию.
– Хочу отметить важность данного закона, – говорит заместитель директора по печатной прессе Министерства культуры и массовых коммуникаций Сильви Клеман-Кузен (Франция). – Он позволит повысить эффективность работы органов государственной власти и управления, обеспечить прозрачность и открытость их деятельности. Мне было интересно участвовать в данном мероприятии, ознакомиться с новым законопроектом.
В целях практической отработки положений проекта Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», усиления роли и значения средств массовой информации, институтов гражданского общества в информировании населения о работе государственных органов по решению важнейших социально-экономических, общественно-политических проблем, реализации задач по демократическому обновлению и модернизации страны Президентом Исламом Каримовым принято распоряжение, направленное на организацию проведения правового эксперимента по апробации норм проекта данного закона.
Суть правового эксперимента заключается в том, что законопроект будет апробироваться в условиях реальной деятельности органов государственной власти и управления Бухарской и Самаркандской областей. Его участниками, помимо государственных структур, являются также СМИ, другие институты гражданского общества, физические и юридические лица, заинтересованные в получении информации об их деятельности.
По словам профессора университета Приморска-Любляна Сандры Басик Хрватин (Словения), проведение в Узбекистане правового эксперимента по апробации норм проекта Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» является одним из современных методов законотворческой деятельности и свидетельствует о зрелости процессов демократизации общественной жизни в стране. Поэтому очень важно, что этот эксперимент проводится сразу в двух регионах, что позволит получить обоснованные рекомендации по разрабатываемому законопроекту, а затем успешно внедрить его в жизнь.
По итогам международного научно-практического семинара были выработаны рекомендации по совершенствованию организационно-правовых механизмов обеспечения широкого доступа граждан и СМИ к информации о деятельности органов государственной власти, обеспечению открытости и прозрачности деятельности субъектов социального партнерства, а также реализации правовых основ реформирования информационной сферы.
Мехрибон Маметова, 23.04.2013 18:58