Святая, которую спутали с блудницей

«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения».

Картина Александра Иванова.

 

Православная церковь чтит ее наравне с апостолами, а католическая соединила в ее лице сразу нескольких евангельских женщин.

[hide]«Русская планета»[/hide] разбиралась в перипетиях жизни Марии Магдалины — святой, которая прошла одержимость бесами, первой узнала о Воскресении, но в народном сознании ошибочно стала блудницей.

Бесы

Евангелист Лука впервые упоминает о ней, говоря о семи бесах: «После сего Он [Иисус] проходил по городам и селениям… и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов».

Интересно, что в Ветхом Завете ничего не говорится об одержимых бесами, за исключением случая, описанного в «Первой Книге Царств», когда царя Саула «возмущал» некий «злой дух».  Но уже в Новом Завете упоминания о бесноватых появляются часто, их много, а недуг их приобретает самые разные формы — от безумства, эпилепсии и ясновидения (как описывали это евангелисты Лука, Марк и Матфей) до немоты, слепоты и «скорченности» — онемения и судорог конечностей, не позволявших человеку выпрямиться (у евангелиста Луки).

«Бесноватых было особенно много именно перед пришествием Христа, — отмечает Дмитрий Миртов, богослов начала XX века. — Это была болезнь того века, и она отчасти объясняется тем, что силы ада, как бы предчувствуя свое скорое поражение, ко времени пришествия Спасителя в мир спешили возможно шире раскинуть свои сети».

Одержимые появлялись как среди иудейского, так и среди языческого населения, сообщает историк Иосиф Флавий, современник апостолов. Храмы и языческие капища — как, например храм Дианы в Эфесе — были местами, куда потоками шли такого рода больные, надеясь на исцеление.

Мария Магдалина была одной из этих бесноватых. И когда Христос, проходя по городам, исцелил ее, она оставила все и следовала за ним до конца.

Магдалина

Имя «Магдалина», упоминаемое евангелистами, богословская наука связывает с городом, где родилась Мария: Магдала или Мигдаль. Этот город на севере Израиля, название которого на арамейском языке значило «красивый» (на иврите — «башня»), ныне не существует, на его месте ведут раскопки.

Магдала входила в состав Галилеи, исторической области на границе Израиля и Ливана. То, что Мария была родом именно из Галилеи, объясняет суть ее характера. «Галилеяне много и резко отличались от иудеев прочих областей Палестины, — пишет святитель XVIII века Димитрий Ростовский. — В Галилее природа была жизнерадостна и население живое, простое; в Палестине южной — бесплодная пустыня и народ, не желающий признавать ничего, кроме буквы и формы правил. Галилеяне были пылки, отзывчивы, стремительны, благодарны, честны, храбры — были восторженно религиозны, любили слушать поучения о вере и о Боге. Иудея была иссушена узким фарисейством и близоруким саддукейством».

Галилеянином звали самого Иисуса Христа — так как он с младенчества жил и потом проповедовал в этих краях.
Последний римский император-язычник Юлиан Отступник живший в IV веке н.э., по легенде, умер со словами
«Ты победил меня, Галилеянин», обращенными ко Христу. Галилеянами были апостолы — за исключением
Иуды-предателя. Галилею святитель Димитрий Ростовский называет колыбелью христианства:
именно отсюда вышли первые «пламенеющие духом» праведники, и не случайно именно
здесь родилась Мария Магдалина.

Мироносица

Она прошла с Христом весь путь до Голгофы и стала свидетелем крестных страданий.

Но главное ждало ее впереди — Марии было дано первой узнать о Воскресении.

[hide]Икона святой Марии Магдалины[/hide]

Икона святой Марии Магдалины. Фото: dionisi.ru

 

Подробнее всего этот эпизод описывает евангелист Иоанн: Мария пришла к пещере с гробом Христа и увидела, что камень отвален от гроба. Испугавшись, она побежала за апостолом Петром, и тот, придя с другим учеником, увидел в пещере только «одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его». Изумленные, апостолы ушли, а Мария осталась у пустого гроба плакать — и тогда увидела рядом фигуру, которую приняла за садовника. «Господин! — попросила она. — Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». И тогда «садовник» назвал ее по имени: «Мария!» — и она узнала Христа. «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему», — повелел Христос. Так Мария прежде всех узнала, что Он воскрес.

Евангелисты Лука, Матфей и Марк по-разному рассказывают этот эпизод. У Луки свидетелями явления Христа вместе с Марией стали и другие женщины — их число разнится у Матфея и Марка, но Мария Магдалина присутствует везде. Всех вместе этих женщин в Православной церкви называют «жены-мироносицы» — потому что они принесли к гробу благовонное масло-миро, чтобы обмыть в нем тело Христа. Женам-мироносицам посвящен отдельный праздник — третье воскресенье после Пасхи.

Яйцо

Предание приписывает Марии Магдалине появление обычая красить яйца на Пасху. Легенда, которая сложилась, вероятно, в Средневековье, гласит: благовествуя о Христе, Мария ушла из Иерусалима в Рим и там предстала пред троном императора Тиберия. Выслушав ее рассказ о Воскресении, император усомнился: «Правдой это может быть только в одном случае — если куриное яйцо в твоих руках сделается красным». И тотчас же, сообщает легенда, яйцо покраснело — с тех пор в память об этом событии люди ежегодно украшают яйца на Пасху.

Почитание

В Православной церкви Марию Магдалину почитают как святую равноапостольную мироносицу, равняя значение ее дел с делами 12 ближайших учеников Христа.

В католической церкви в образе Марии слились сразу три евангельских персонажа. Это, во-первых, Мария, которую упоминает евангелист Иоанн как сестру Лазаря, принимавшую Христа в своем доме в Вифании. Во-вторых — безымянная женщина, которая совершила помазание головы Иисуса в Вифании. И, наконец, католики отождествляют Марию Магдалину с образом евангельской грешницы (или блудницы), которая омыла ноги Христа миром и отерла своими волосами.

Православная традиция отрицает отождествление с блудницей — хотя в народе это заблуждение по-прежнему сильно. Святитель Димитрий Ростовский поясняет: «Если бы Магдалина была той блудницей, то что бы говорили ненавистники Христовы, всегда ищущие на Него вины? Видя явную грешницу, последующую и служащую ему во все дни, они имели бы всегда повод для хулы и осуждения Его».

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *