С каждым годом в Республике Каракалпакстан ширятся масштабы строительных работ. Сегодня в самых отдаленных уголках края можно увидеть современные комфортабельные дома, благодаря которым до неузнаваемости меняется облик глубинки и сельский ландшафт в целом.
С каждым годом в Республике Каракалпакстан ширятся масштабы строительных работ. Сегодня в самых отдаленных уголках края можно увидеть современные комфортабельные дома, благодаря которым до неузнаваемости меняется облик глубинки и сельский ландшафт в целом.
Мощный импульс этому процессу придало постановление Президента «О дополнительных мерах по расширению масштабов строительства жилья в сельской местности». Под строительство современных сельских домов и сооружений социальной значимости были выделены значительные земельные массивы. Если в 2010 году в эксплуатацию было сдано 310 типовых домов, то в прошлом году этот показатель составил 335. Необходимо подчеркнуть несомненный интерес к жилью, возводимому из современных и качественных строительных материалов на основе местного сырья, со стороны сельчан. В нынешнем году, по прогнозу, будет сдано в эксплуатацию 400 новых домов, построенных на основе типовых проектов, со всеми инженерными коммуникациями. К слову говоря, за последние годы в Республике Каракалпакстан было построено 6134,5 км. газовых сетей и 5082,6 км. водопроводных линий.
Претерпел масштабные изменения за последние десять лет и облик столицы Каракалпакстана. Работа по превращению Нукуса в современный полис ведется высокими темпами. В ближайшие несколько лет практически все магистральные улицы города будут застроены двухэтажными жилыми домами. На месте ветхих строений по специальным проектам застройщиков возводятся коттеджи, на первых этажах которых будут расположены объекты розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других сервисных услуг, а второй этаж будет служить жильем.
Параллельно со строительно-монтажными работами осуществляются мероприятия по благоустройству, озеленению, ирригации и ночному освещению реконструируемых улиц. Необходимо подчеркнуть еще один положительный момент в работе строителей — повышение уровня отделочных работ в жилых домах. Большую роль в улучшении комфортности жилья играет применение новых строительных материалов: напольных покрытий и межкомнатных дверей улучшенного качества, приборов отопления современных модификаций.
Сегодня Нукус, как, впрочем, и весь регион, может гордиться своими великолепными музеями и спортивными объектами, новыми жилыми многоэтажками, возведенными совсем недавно на улицах имени Досназарова и Дослык гузары. Подлинными украшениями городов и селений стали профессиональные колледжи и академические лицеи. За эти годы в северном регионе в эксплуатацию было введено 99 профессиональных колледжей на 59640 мест, 9 академических лицеев на 6275 мест, 371 школа на 160652 места, на средства Фонда развития детского спорта 68 спортивных залов при школах, 9 школ музыки и искусства на 1450 мест. Огромное внимание уделялось сфере здравоохранения. В республике было построено больниц на 11820 койко-мест, в том числе 151 сельский врачебный пункт на 8820 посещений.
Самыми активными темпами ведутся строительные работы и в районных центрах республики. Только в первом полугодии текущего года строители региона освоили 42,7 млрд. сумов, введя в эксплуатацию 2 сельских врачебных пункта, спортивный зал, 10 объектов водоснабжения, одну новую школу, реконструировав 2 общеобразовательных учреждения и осуществив капитальный ремонт 27.
За эти годы строительная отрасль Каракалпакстана сделала новый шаг и в промышленном строительстве. Только на возведении Кунградского содового завода десятки коллективов подрядных организаций приобрели бесценный опыт строительства крупных промышленных объектов. Они же возводили и крупные текстильные производства, в частности «Нукус текстиль» и «Элтекс». Масштабы новостроек требуют все большего количества качественных строительных материалов, преимущественно из местного сырья. В последние годы в Республике Каракалпакстан резко возросла потребность в качественных и доступных по цене стройматериалах, вызванная в первую очередь осуществляющимся в регионе масштабным строительством, что в свою очередь повысило спрос и на стеновые материалы. Мощный импульс дальнейшему развитию индустрии строительных материалов придало постановление Президента «О дополнительных мерах по стимулированию увеличения производства и улучшению качества стеновых материалов». Все кирпичные заводы осуществили техническое перевооружение. В первую очередь были заменены неэффективные и энергозатратные печи. Используемое местное сырье и энергосберегающее оборудование не только обеспечивает высокую производительность, но и способствует снижению себестоимости продукции.
Важнейшим звеном в логистике является транспортная инфраструктура, в том числе дорожная — основа основ развития экономики любого региона. Важную роль она играет и в Каракалпакстане с его необъятными просторами.
На сегодняшний день протяженность автомобильных дорог общего пользования в Каракалпакстане составляет более 4100 километров, в том числе государственного значения — 664, республиканского — 979, местного — 2491, а доля в общей структуре транспортировки составляет 80 и 85 процентов грузовых и пассажирских перевозок соответственно.
Именно поэтому реализации Программы реконструкции Узбекской национальной автомагистрали в 2009-2014 годах уделяется самое пристальное внимание. Реконструируемый участок автодороги А-380 Гузар — Бухара — Нукус — Бейнеу, проходящий по территории Каракалпакстана, составляет 652 км, вдоль которого предстоит построить 48 кемпингов, автозаправочных станций и других объектов сервисного обслуживания.
Внимание правительства к развитию региона постоянно растет. Колоссальные государственные средства вкладываются в реализацию в Каракалпакстане инвестиционных проектов, в том числе в развитие транспортной инфраструктуры, в частности, строительство мостов. О том, какое они имеют значение для экономики, свидетельствует хотя бы тот факт, что на протяжении десятилетий для того, чтобы попасть с правобережья в Ходжейли, необходимо было делать гигантский крюк через Тахиаташ. И только после ввода в эксплуатацию автомобильного моста через Амударью путь из столицы Каракалпакстана в районный центр сократился.
Необходимо подчеркнуть, что отечественное мостостроение за последние годы достигло значительного уровня технического развития. Получили широкое применение сборные конструкции. Значительный технический прогресс наблюдается и в возведении разнообразных конструктивных систем, выполняемых с применением передовых технологий.
Именно они использовались при строительстве моста через Амударью в районе Беруни протяженностью 667 метров. Движение по этому мосту, начатое в конце прошлого года, уже сейчас дало возможность значительно увеличить объемы перевозок грузов и пассажиров из Каракалпакстана в Хорезмскую область и обратно. Огромное значение строительство мостов и транспортных развязок имеет и для снижения автомобильных потоков, особенно транзитных в городах.
В частности, в Нукусе несколько лет назад был сдан в эксплуатацию мост через канал Кызкеткен и завершено строительство малой объездной дороги, что позволило разгрузить улицы столицы. В перспективе намечается строительство еще одной объездной дороги.
На сегодняшний день в строительной индустрии региона заняты десятки тысяч человек. В решении же масштабных задач стоящих перед отраслью важнейшее значение имеет подготовка кадров. Кроме ведущих ВУЗов страны подготовкой кадров для строительства занимается Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, где готовят специалистов по 42 специальностям и 91 профессиональный колледж, обучающий молодых людей 104 строительным специальностям.
Развитие промышленности строительных материалов создают предпосылки для дальнейшего мощного развития строительной индустрии, основными задачами которой будут по-прежнему оставаться улучшение жизни людей и обновление облика городов, районных центров и сельских поселений.
Батыр Темиров