
Рынок меняется непрерывно. Обычно, вопрос состоит только в том – идти ли на изменения сейчас, или дождаться момента в будущем, когда ситуация станет угрожающей для бизнеса?

Рынок меняется непрерывно. Обычно, вопрос состоит только в том – идти ли на изменения сейчас, или дождаться момента в будущем, когда ситуация станет угрожающей для бизнеса?
Практика показывает, что любые проблемы дешевле решить до того, как они станут по-настоящему опасными. Руководители, чье эмоциональное состояние находится в «зоне комфорта», часто возражают: «К нам и так каждый день приходят тысячи людей и будут приходить несмотря ни на что. Ошибки, о которых вы говорите, все равно никак на это не повлияют».
К сожалению, подобная близорукость никак не может быть простительной в условиях высококонкурентного бизнеса.
Один недовольный клиент сегодня – это угроза потерять долю на рынке завтра.
Никто не может гарантировать, что завтра «на другой стороне улицы» не откроется конкурирующий торговый центр с привлекательными условиями для клиентов.
Поэтому только те, кто сегодня задумается о том, что будет завтра – останется в плюсе. Важно понимать, что каким бы специфическим не был рынок, на котором компания ведет свою деятельность, менее гибкие и более ленивые игроки обречены на поражение уход с рынка.
Тем не менее, учитывая сегмент целевой аудитории, представители которой являются постоянными клиентами торговых центров, участникам рынка пора задуматься о том, как достигнуть большего охвата и роста доли рынка.
Дело в том, что целевая аудитория ташкентских розничных сетей существенно не изменяется. Она продолжает определенный рост, который связан в первую очередь с естественным приростом населения и охватом ранее недоступных географических районов.
Рано или поздно, но вся доступная аудитория с условным доходом «выше среднего» будет исчерпана, а значит, наступит момент, когда емкость рынка, при существующих предложениях, будет полностью отработана. Ритейл Ташкента в лице торговых центров, супермаркетов и сетевых магазинов окажется перед необходимостью изменений. В первую очередь — форматных и ассортиментно-ценовых.
Иными словами, вся платежеспособная аудитория с условным доходом «выше среднего» будет уже привлечена, и единственной возможностью для дальнейшего развития окажется привлечение не занятой или слабо вовлеченной аудитории из других сегментов. Такая аудитория составляет большую часть экономически-активного населения Ташкента и представляет собой серьезную возможность для дальнейшей экспансии на рынке и расширении своей доли.
Таким образом, в ближайшем будущем, вполне вероятно увидеть появление абсолютно новых для нашего рынка решений. Таких, как сетевые магазины-дискаунтеры, где потребителям будут предлагать минимум сопутствующих услуг по сравнению в традиционными супермаркетами, но по существенно сниженной цене.
Будущее ташкентского ритейла – за наиболее гибкими и открытыми для изменений игроками, которые будут использовать возможности быстрее своих конкурентов. И речь здесь идет именно о сетевых ритейлерах, поскольку только крупные сети смогут реализовать наиболее эффективные решения по части экспансии и расширения рынка. А также именно сети смогут наиболее эффективно диверсифицировать свою ассортиментную политику, запускать торговые точки и магазины новых типов, работающие по новым принципам и предлагающие новые виды услуг.
Отдельные несетевые торговые центры, какими бы крупными они не были, останутся сильными конкурентами торговым сетям только в своих географических локациях. Другими сильными конкурентами розничных сетей станут специализированные магазины и торговые центры, предлагающие глубокий, но узкий ассортимент товаров.
На данный момент ташкентские розничные сети продолжают находиться в стадии стабильного роста и охвата новых территорий. Как только этап экспансии и освоения незанятых районов будет закончен – начнется следующий этап по развитию новых направлений, типов торговых точек и внедрению новых видов услуг, с целью охватить не вовлеченную прежде целевую аудиторию и предоставить своим потребителям более разнообразные, чем у конкурентов, предложения.

Автор рубрики «Люди и бренды» – Артем Сафаров, специалист в области маркетинга и PR. Закончил «Всемирный Технологический Университет» по специальности антикризисное управление. Прошел путь от менеджера до директора по маркетингу и PR. Свой первый проект по выводу на рынок нового продукта – импортного медицинского оборудования, осуществил в 20 лет.