Процессы информатизации и современные информационно- коммуникационные технологии в образовании очень важны в современном обществе, характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Процессы информатизации и современные информационно- коммуникационные технологии в образовании очень важны в современном обществе, характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления.
Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Важнейшими современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Подобные технологии активно применяются в современном обществе для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных ИКТ, а также дистанционного образования.
На сегодняшний день мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, распространяемые в компьютерных сетях.
Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Современное общество пользуется различными видами средств ИКТ в образовании, основными из них являются:
• учебно-игровые;
• информационно-поисковые и справочные;
• тренажеры;
• демонстрационные;
• расчетные;
• лабораторные и др.
Учебно-игровые — предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.
Информационно-поисковые и справочные — сообщают сведения, формируют умение и навыки по систематизации информации.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых — собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
• Тренажеры — предназначены для отработки разного рода умений и навыков повторения и закрепления пройденного материала.
• Демонстрационные — визуализируют изучаемые объекты в процессе образования.
• Расчетные — автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции.
• Лабораторные — позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий — технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т. д.
С появлением компьютерных сетей и других аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное, в первую очередь, с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара и обменной информацией, а также через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т. д.).
Использование современных ИКТ в образовании имеет также и негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося, так как использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.
В настоящее время преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по применению современных ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Литература:
1. http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy-v-obrazovanii.html
2. Тихонов А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке (IT&T ES’2007)// Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». — М.: ЭГРИ, 2007. — 222 с.
3. Гриншкун В. В., Григорьев С. Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ — 2006, — 98 с.
К.А. Акбаров, Р.А. Бурнашев