В последнее время все больше и больше говорят о развитии возобновляемых источников энергии в Узбекистане и создании соответствующих стимулов. Однако, при этом, возникает вопрос: какие стимулы применимы и эффективны для условий Узбекистана, сочетание каких видов стимулирующих мер является наиболее приемлемым.
В последнее время все больше и больше говорят о развитии возобновляемых источников энергии в Узбекистане и создании соответствующих стимулов. Однако, при этом, возникает вопрос: какие стимулы применимы и эффективны для условий Узбекистана, сочетание каких видов стимулирующих мер является наиболее приемлемым.
Если исходить из международного опыта в этой сфере, то в международной практике наиболее распространено использование трех схем поддержки развития использования ВИЭ.
1. Утверждение фиксированных тарифов на энергию ВИЭ или фиксированных надбавок к рыночным ценам на такую энергию (Австрия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Греция, Испания, Индия, Бразилия, Чехия, Италия, Канада и другие – всего 41 государство).
2. Система обязательных квот на производство или потребление энергии ВИЭ (Великобритания с 2002 года, Италия с 2001, Швеция с 2003, Бельгия с 2002, Япония с 2003, Нидерланды – 1997—2000 годы (далее – тарифная схема), США – только на уровне части штатов. К примеру, в рамках общих программ развития нетрадиционных ВИЭ в странах ЕС установлены директивные нормы доли ВИЭ в валовом конечном потреблении энергии к 2020 году. Самая высокая норма установлена в Швеции – 49%, Латвии – 40%, Финляндии и – 38%. Самая низкая для Мальты – 10%, Люксембурга – 11%, Бельгии, Кипра, Венгрии, Чехии – по 13%20.
3. Система специальных налоговых списаний (tax credits), то есть схема списания инвестиционных затрат на проекты в области ВИЭ за счет других проектов (США).
Ни одна из указанных схем не предусматривает прямое субсидирование внедрения ВИЭ из бюджета. В значительной мере это связано с запретом на подобное субсидирование согласно правилам ВТО. Вместе с тем, имеются варианты косвенной бюджетной поддержки через налоги (Финляндия, США, Нидерланды и другие). Почти везде они используются параллельно с основными схемами поддержки, кроме Финляндии, где налоги – единственная форма поддержки. Такими формами поддержки являются: полное или частичное бюджетное субсидирование НИОКР и пилотных проектов по внедрению нетрадиционных ВИЭ; полное или частичное освобождение от налогов производства оборудования для внедрения нетрадиционных ВИЭ; освобождение от таможенных платежей оборудования, завезенного для внедрения нетрадиционных ВИЭ; ограничительные нормы по выбросам парниковых газов с установлением повышенных штрафных санкций за их превышение.
Важно отметить, что анализ по созданию эффективных стимулов в Узбекистане был проведен Центром экономических исследований еще в 2011 году, как в рамках исследования: «Альтернативные источники энергии: возможности их использования в Узбекистане, так и в рамках подготовки Проекта Закона «О возобновляемых источниках энергии».
Исходя из анализа, одним из наиболее эффективных стимулов являются тарифы на энергию из возобновляемых источников. Поэтому в Проекте Закона «О возобновляемых источниках» мы предлагаем следующее:
Формирование максимального тарифа, осуществляется в следующем порядке:
если тариф, предлагаемый производителем возобновляемой энергии, не превышает тариф, установленный для традиционных источников энергии, а по малым, и микро ГЭСам не превышает тарифа для крупных ГЭС – по установленным для них тарифам;
на основе декларирования расходов на производство возобновляемой энергии в установленном порядке в финансовых органах с учетом обеспечения окупаемости вновь введенной установки по производству возобновляемой энергии не более 7 лет для всех видов установок и 10 лет для установок по солнечной энергии, а также внутренней нормы рентабельности не ниже 15 но не более 18 процентов.
Оператор государственной энергетической сети может принять решение о заключении договора поставки электрической энергии по своему усмотрению, если тариф на поставляемую от установок возобновляемых источников энергии, рассчитанный на условиях, указанных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, превышает утвержденный самый высокий тариф из традиционных источников энергии более чем на:
20 процентов от тарифа для крупных ГЭС — для электрической энергии средних, малых и микро ГЭС;
30 процентов от тарифа для ТЭС – для энергии, получаемой из попутных газов мусороперерабатывающих полигонов, биомассы, включая биогазы, а также ветроустановок;
в два раза от тарифа для тепловых электрических станций – для электрической энергии, получаемой из энергии солнечного излучения.
При этом при подключении энергии в сеть, применяется механизм выравнивания тарифовна электрическую и (или) тепловую энергию: для внутренних потребителей применяется средний тариф, а для внешних – усредненный тариф.
Усредненный тариф на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую конечным потребителям, формируется и определяется как средневзвешенная величина между тарифом на электрическую и (или) тепловую энергию из традиционных и возобновляемых источников до начала очередного календарного срока в установленном порядке.
Средний тариф представляет среднее арифметическое тарифов из невозобновляемых и возобновляемых источников, подключенных к сети.
Наряду с этим в Законе предлагаются варианты:
освобождения заказчиков строительства объектов возобновляемой энергии от налогов на землю и имущество на весь срок до полной окупаемости проекта;
освобождения заказчиков сооружения объектов возобновляемой энергии от уплаты иных налогов и обязательных платежей в целевые государственные фонды на срок в два года после ввода объекта в эксплуатацию;
освобождения от уплаты таможенных пошлин на импорт оборудования, установок и комплектующих изделий возобновляемой энергии, не производимых в Республике Узбекистан;
включения проектов по производству установок, оборудования и комплектующих для возобновляемой энергии в программу локализации с предоставлением им предусмотренных программой льгот на срок 36 месяцев после включения в программу.
Талъат Шадыбаев, http://blog.review.uz